Поисковые системы придают большое значение тому, есть ли ссылки на ваш
сайт с других сайтов Сети, сколько имеется таких внешних ссылок и
насколько они качественные. Иными словами, одним из важнейших критериев
для поисковиков является ссылочная популярность сайта.
Зачем нужна регистрация в каталогах?
Увеличить ссылочную популярность сайта можно несколькими способами. Чаще
всего используются покупка ссылок и обмен ссылками. Покупать ссылки,
как правило, могут себе позволить только владельцы коммерческих сайтов,
которые твердо уверены, что вложенные в раскрутку деньги (а в
конкурентных коммерческих тематиках счет идет на сотни, а то и тысячи
долларов в месяц) с лихвой окупятся за счет увеличения продаж.
Для владельцев же некоммерческих ресурсов чуть ли не единственной
возможностью увеличить ссылочную популярность своего сайта остается
обмен ссылками. Однако с "нулевыми" сайтами, т.е. с сайтами, имеющими
низкие показатели ИЦ и PR, владельцы более раскрученных ресурсов
обмениваются ссылками, мягко говоря, очень неохотно. Вот тут-то и
приходят на помощь каталоги сайтов.
Регистрация сайта в каталогах позволяет, так сказать, "сколотить
небольшой стартовый капитал" ссылочной популярности. Правильно проведя
регистрацию в каталогах, можно достаточно быстро достичь значений тИЦ
Яндекса - в районе 100, Google PR - 2, а при некотором везении и 3. А
имея такие показатели (и, конечно же, качественный контент на сайте),
уже не так трудно найти достаточно партнеров и для обмена ссылками.
Кроме того, правильные ссылки с каталогов позволят продвинуть сайт по
конкретным поисковым запросам (конечно, не по остроконкурентным). Иногда
только правильной регистрации в каталогах бывает достаточно, чтобы сайт
попал в первую десятку в выдаче поисковых систем (повторюсь - конечно
же, только по малоконкурентным запросам).
Иными словами, регистрация сайта в каталогах - это первый (как правило,
но не обязательно;) и достаточно важный этап раскрутки сайта.
Подготовка к регистрации
Чтобы от регистрации в каталогах был эффект, ее надо проводить не с
бухты-барахты:). Как к любому серьезному делу, к ней надо готовиться.
Во-первых, надо подготовить информацию о своем сайте. Большинство каталогов требуют:
URL сайта. Тут, наверно, особых комментариев не надо. Замечу только, что
большинство каталогов требуют указания полного URL, т.е. с префиксом
http://, но некоторые - наоборот, без http://. Обращайте на это внимание
при регистрации;
название сайта. В большинстве "правильных" каталогов название будет текстом ссылки на
ваш сайт. Поэтому надо включить в него нужные ключевые слова и фразы (но
не в ущерб удобочитаемости и благозвучности названия!), чтобы кроме ИЦ и
PR получить от этих ссылок еще и эффект ссылочного ранжирования, то
есть улучшение позиций сайта в поисковых системах по запросам,
содержащим слова и словосочетания, включенные в текст ссылки. Имеет
смысл подготовить несколько, 4-5, а то и побольше, вариантов названий:
во-первых, разной длины (у каждого каталога свои ограничения на
максимальную длину названия - от 30 символов до...; а в некоторых даже
ограничивается минимальная длина), а во-вторых, с разными ключевыми
словами / фразами и в разных их сочетаниях;
описание сайта. Тоже имеет смысл сделать несколько вариантов описания, отличающихся в
первую очередь длиной, под требования разных каталогов (обычно от 80 до
255 символов). Кроме того, некоторые каталоги требуют еще и расширенное
описание (до 512, 1024 или даже до 4096 символов). Не делайте название и
описание бессмысленным набором ключевых фраз, не допускайте в них
грамматических ошибок! Чем качественнее каталог (и, соответственно,
весомее ссылки с него), тем, как правило, жестче он модерируется, и
сайты с некачественным описанием просто не будут в него приняты;
категорию сайта (раздел каталога, где будет находиться ваш сайт). В каких-то каталогах
категорий всего с десяток, а в каких-то - огромное многоуровневое
дерево. Некоторые каталоги разрешают регистрировать свой сайт сразу в
нескольких категориях. Продумайте, в каких разделах каталогов вы хотели
бы видеть свой сайт. Разместив сайт в самом подходящем разделе, вы не
только получите ссылку "для поисковиков", но и можете расчитывать на
посетителей с некоторых каталогов;
e-mail для связи. К сожалению, владельцы некоторых каталогов не гнушаются включать
оставленные при регистрации адреса e-mail в базы адресов для
спам-рассылок. Поэтому не надо сообщать при регистрации свой основной,
"рабочий" e-mail. С другой стороны, многие каталоги требуют
подтверждения регистрации переходом по ссылке, которую присылают в
письме. Выход - специально для регистрации в каталогах завести
"одноразовый" ящик на каком-либо бесплатном почтовом сервере, на том же
mail.ru, к примеру, и после всех необходимых подтверждений регистраций
спокойно этот ящик удалить.
Все эти данные лучше свести компактно в один текстовый файл, так, чтобы
при регистрации быстро и удобно можно было делать Copy-Paste.
Во-вторых, регистрировать свой сайт надо в "правильных" каталогах.
Можно, конечно, порегистрироваться и в "неправильных" - вреда сайту это
не принесет, но пользы от такой регистрации будет куда меньше, чем
затрат (времени и трафика) на нее.
Правильные и неправильные каталоги
Какие же каталоги - правильные, а какие - нет? Все каталоги можно разделить по таким признакам:
модерируемые и немодерируемые. В немодерируемые каталоги, как нетрудно догадаться, принимаются все
сайты без разбора. Понятно, в каком окружении может там оказаться ваш
сайт. Кроме того, поисковые системы (в хелпах Яндекса прямо говорится об
этом) ссылки с немодерируемых каталогов не учитывают. Правда, как они
определяют, что каталог немодерируемый - нам остается только
догадываться;)
размещающие прямые или "кривые" ссылки. Прямые ссылки - это ссылки, сделанные на "чистом" HTML и ведущие непосредственно на ваш сайт. Вот такие:
<a href="http://your-site.ru">Название сайта</a>
Прямые ссылки дадут вашему сайту и ИЦ, и PR, и эффект ссылочного ранжирования по ключевым словам в тексте ссылки.
"Кривые" ссылки - это ссылки, сделанные через
JavaScript или через редирект. Кривые ссылки дадут только редких
посетителей, и больше ничего. Причем посетителей действительно редких -
по моим наблюдениям, на сайты, зарегистрированные в нескольких сотнях
каталогов, заходит с этих каталогов от силы 3-5 человек в день (со всех
каталогов вместе взятых, а не с каждого:);
как формируется текст ссылки: ключевые фразы или "голый" URL. Важно, размещает ли каталог ссылки в таком виде
<a href="http://your-site.ru">Название сайта</a>
или в таком
<a href="http://your-site.ru">www.your-site.ru</a> Название сайта
Оба варианта (если, конечно, ссылки прямые) дадут вашему сайту прирост
ИЦ и PR, но в первом вы получите еще и эффект ссылочного ранжирования,
то есть улучшение позиций сайта в поисковых системах по запросам,
содержащим слова и словосочетания, включенные в текст ссылки;
требование обратной ссылки, оплаты. Часть каталогов требует обязательного размещения обратной ссылки, то
есть ссылки с вашего сайта на этот каталог. А некоторые - даже денежной
оплаты. В 99.9% случаев регистрироваться в таких каталогах не имеет
смысла.
Выводы из всего вышесказанного такие. Надо регистрировать свой сайт в каталогах:
модерируемых;
размещающих прямые ссылки;
не требующих обратной ссылки.
Такие каталоги часто называют "белыми". Их не так много, но это именно
те каталоги, регистрация в которых действительно принесет пользу.
А в каталогах, размещающих "кривые" ссылки либо требующих обратную
ссылку (а тем более оплату), регистрироваться имеет смысл только в
случае, если именно вот от этого каталога вы ожидаете чего-то
особенного. Типичный пример - узкоспециализированные тематические или
региональные каталоги, имеющие может и небольшую, но качественную
аудиторию, интересы которой на 100% совпадают с тем, что может
предложить ваш сайт. Регистрируя свой сайт в таких каталогах, вы даже по
"кривым" ссылкам можете получить заинтересованных, целевых посетителей.
Как найти "белые" каталоги
Почти все оптимизаторы, профессионально занимающиеся раскруткой сайтов,
годами собирают и лелеют собственные списки "белых" каталогов, которыми
обычно ни с кем не делятся. Но и в "открытом доступе" найти можно не так
уж и мало. Я могу поделиться с вами своей базой которую собирал несколько лет.
Причем этот список регулярно мной обновляется - время от времени добавляю в спсиок новые
каталоги, а потерявшие свою "белизну и пушистость" удаляем без колебаний.
Особо важные каталоги
Есть в Интернете несколько каталогов, занимающих особое место. Это, так
сказать, "дочерние" каталоги ведущих поисковых систем. Попасть в них
непросто, а эффект от присутствия сайта в этих каталогах очень и очень
ощутимый. Особо отметим два: DMOZ и Яндекс-каталог.
DMOZ, или ODP - Open Directory Project
www.dmoz.org - каталог, особо дружественный поисковой
системе Google - ведущему мировому поисковику. Без особого преувеличения
можно сказать, что попадание в DMOZ - мечта всех владельцев сайтов,
хоть немного знающих, что такое Google. Нередко одно лишь присутствие в
этом каталоге (точнее говоря, ссылка с него) может обеспечить сайту
Google PR 4. Отбор сайтов для DMOZ проводят редакторы каталога,
работающие на общественных началах, причем многие разделы DMOZ
испытывают хроническую нехватку редакторов. Возможно, именно поэтому
иногда случается, что более чем достойные сайты включения в DMOZ ждут
месяцами и даже годами. Платной регистрации в DMOZ не предусмотрено.
Яндекс-каталог
yaca.yandex.ru - каталог Яндекса, ведущей российской
поисковой системы. Сайты в Яндекс-каталог принимаются как на бесплатной,
так и на платной основе. Бесплатное включение сайта в Яндекс-каталог,
как правило, происходит не быстро, ожидание может длиться недели, месяцы
и даже годы, а может быть и бесконечным. На платной основе сайт
появляется в каталоге в течение 3 рабочих дней с момента оплаты, но даже
за деньги в Яндекс-каталог допустят далеко не каждый сайт. Редакторы
каталога (штатные сотрудники Яндекса, а не добровольцы, как в DMOZ)
достаточно жестко выдерживают политику, заключающуюся в том, чтобы,
цитирую, "дать представительный (по мнению Яндекса) набор ресурсов в
каждой рубрике". К примеру, даже на платной основе практически нет
шансов попасть в Яндекс-каталог двум сайтам одной и той же фирмы.